Современные слуховые аппараты и слухопротезирование.


Метод компьютерного подбора современных (аналоговых и цифровых) слуховых аппаратов позволяет улучшить качество слухопротезирования, а, следовательно, и жизни, как взрослым, так и детям. Тугоухость осложняет бытовое и профессиональное общение. Мысли человека выражаются в виде звуковых образов – слов. При понижении слуха теряется смысловая и эмоциональная окраска сказанного. У слабослышащего возникает «стена» отчуждения, элементы «аутизма». Важна своевременная грамотная коррекция слуха, что возможно только при наличии современных высоких технологий слухопротезирования.

Лучшие цифровые слуховые аппараты разливают звуки речи от шумовых помех окружа-ющего мира, выделяют и дифференцируют их, маскируя при этом фоновые звуки. Данное свойство намного облегчает понимание речи в шумной обстановке.

 

 

За последние годы наметилась тенденция к росту числа больных с туго-ухостью, обусловленной, в основном, патологией внутреннего уха, что свя-зано с применением препаратов с ототоксическим действием, ростом числа больных с наследственной и врожденной патологией, с экологическими фак-торами и т.д. По данным Всемирной организации здравоохранения, 4 - 7% населения страдает нарушениями слуховой функции (взрослых - 17,6 на 1000, детей - 1,2 на 1000). Число больных с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 12 млн. человек, из них более 3 млн. человек нуждает-ся в слухопротезировании.

В ЛОР – отделении ГУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН наряду с консервативным и оперативным лечением тугоухости, в течение де-сяти лет при помощи специальной программы проводится компьютерный подбор современных слуховых аппаратов.

Существуют различные способы коррекции слуха в зависимости от этио-логического момента. Но в настоящее время все большее признание среди ЛОР-специалистов завоевывает слухопротезирование, как основная форма восстановления слуха. Обязательным условием приобретения слухового ап-парата у специалиста – сурдолога, является комплексное аудиологическое

обследование и лишь затем, с учетом индивидуальных особенностей анамне-за, клиники и графической записи слуха, проводится компьютерный подбор слухового аппарата (СА).

Существуют аналоговые с ручной регулировкой звука и компьютерные слуховые аппараты. Современным достижением в области слухопротезиро-вания являются цифровые слуховые аппараты, способ обработки звука в ко-торых проводится качественно иным образом с помощью цифровых импуль-сов с последующей фильтрацией от постороннего шума.

Аппарат слуховой (hearing Aid)

 

Слуховой аппарат - это электронное вспомогательное устройство, ко-торое обычно носится за ухом или в ушном канале. Слуховой аппарат состо-ит из микрофона, телефона (т.е. динамика) и усилителя-микрочипа, который питается от крошечной батарейки. Благодаря последним достижениям в об-ласти цифровой технологии и современной электроники сегодняшние слухо-вые аппараты такие маленькие, что их практически не видно в ушном канале. Несмотря на небольшой размер современных слуховых аппаратов, сохраня-ется высокое качество воспроизведения звука, соответствующее звуку CD.

Типы слуховых аппаратов:

Сегодня чаще всего используются следующие три типа слуховых аппа-ратов: заушные, внутриушные и глубококанальные слуховые аппараты. Ни-же приведено краткое описание этих трех типов, а также некоторых функ-ций, доступных для каждого типа.

Заушный слуховой аппарат (ВТЕ).

Состоит из пластикового корпуса, вмещающего электронику слухового аппарата, от которого усиленный звук попадает в ушной вкладыш через про-зрачную пластиковую трубку. Крюк заушного слухового аппарата присоеди-нен к этой трубке, которая в свою очередь присоединена к индивидуальному ушному вкладышу, расположенному в ухе пользователя. Во избежание воз-никновения обратной связи (свиста аппарата) и для достижения оптимальной

эффективности слухового аппарата крайне важно, чтобы ушной вкладыш был удачно подогнан и плотно вставлен в ухо. Кроме того, соединительная трубка должна иметь подходящую длину и быть мягкой и упругой. Уровень громкости слухового аппарата регулируется автоматически или с помощью ручного регулятора громкости (в виде маленького рычажка или колесика). Большинство заушных моделей также имеет переключатель «Т» для выбора режима телефонной катушки, которая позволяет производить передачу звука через систему индуктивной связи.

Внутриушной слуховой аппарат (ITE).

В отличие от заушного слухового аппарата, внутриушной слуховой ап-парат размещается внутри уха и состоит всего лишь из одной части (корпу-са), в которой встроена электроника слухового аппарата. Корпус изготавли-вается по индивидуальному слепку ушного канала каждого пользователя. Этот тип слухового аппарата чаще всего 100% автоматический, но в некото-рых моделях с помощью маленького рычажка или колесика можно отрегули-ровать уровень громкости вручную.

Глубококанальный слуховой аппарат (CIC).

Глубококанальный слуховой аппарат размещается глубоко в ушном канале (отсюда название этого типа слухового аппарата). Несмотря на кро-шечный размер этого типа аппарата, благодаря современным технологиям, он ни в чем не уступает по качеству звука моделям большего размера. Глубо-коканальный слуховой аппарат практически незаметен в ухе – никто не заме-тит, что Вы носите слуховой аппарат. Благодаря размещению глубоко в уш-ном канале сохраняются естественные акустические преимущества: умень-шаются проблемы с шумом ветра, облегчается использование обычного те-лефона и улучшается способность определять направление поступающего звука.

Слуховой аппарат состоит из следующих компонентов:

1. Микрофона, который улавливает звуки и преобразовывает их в электри-ческие сигналы.

2. Усилителя, который усиливает звуковые сигналы.

3. Динамика (в слуховых аппаратах он называется телефоном), который преобразовывает электрические сигналы обратно в звуки.

4. Ушного вкладыша, который удерживает аппарат в ушном канале, через который звуки проводятся к барабанной перепонке (заушные слуховые аппа-раты).

5. Соединительной пластиковой трубки, которая проводит звук из слухового аппарата в ушной вкладыш (заушные слуховые аппараты). Кохлеарные имплантанты.

В сентябре 2008 года группой специалистов во главе с директором ФГУ «Санкт-Петербургского НИИ ЛОР Росмедтехнологий» заслуженным врачом РФ, д.м.н., проф. Ю.К.Яновым в г.Красноярске были проведены несколько показательных операций – «кохлеарная имплантация».

Традиционные слуховые аппараты хорошо работают для людей с раз-личными степенями потери слуха, но они не могут восстановить слух паци-ентам с большой степенью тугоухости. Кохлеарные имплантанты работают лучше для людей с более серьезными повреждениями слуха, потому что они обходят поврежденные части уха и посылают звуковую информацию — как электрические сигналы — непосредственно к слуховому нерву. Кохлеарный имплантант может использоваться отдельно или вместе с традиционными слуховыми аппаратами для тех людей, у которых есть умеренная потеря слу-ха в одном диапазоне частот, но более серьезная потеря слуха в других ча-стотах.

Кохлеарные имплантанты состоят из двух главных систем: внешняя система и внутренняя система. Внешняя система составлена из трех частей: звуковой процессор, микрофон и передатчик. Внутренняя система содержит приемник и комплект электродов.

Микрофон, который присоединен к звуковому процессору, захватывает звук и посылает его в звуковой процессор, маленькое устройство, которое может быть малозаметно расположен на ушной раковине. Передатчик распо-лагается позади звукового процессора и соединяется со скальпом непосред-ственно снаружи, где внутренний приемник внедрен под кожей. Передатчик оснащен магнитом, который фиксирует его к внутреннему приемнику. Вме-сто того, чтобы быть закрепленной к скальпу и уху, внешняя система может также располагаться в кармане рубашки или специальном чехле. Приемник, который имеет размер небольшой монеты, внедрен под кожей в кости позади уха. И электроды — проводник, который проходит от места внедрения в улитку уха.

Микрофон принимает звук и посылает его в звуковой процессор, кото-рый переводит звук в цифровую форму. Далее эта цифровая информация по-сылается во внедренный приемник, который трансформирует цифровую ин-формацию в электрические сигналы и посылает эти сигналы на электроды. Электроды посылают эти сигналы непосредственно в слуховой нерв, которые затем проводят сигналы к мозгу.

Новые слуховые аппараты - имплантируемые (baha).

Новые имплантируемые (baha) слуховые аппараты обходят нормаль-ный процесс слушания, чтобы помочь людям с серьезными повреждениями слуха, проводящей или смешанной потерей слуха, кому не могут помочь обычные слуховые аппараты. Вместо того, чтобы просто усилить звук, эти хирургическим путем внедренные устройства присоединены к костям в среднем ухе. Обходя слуховой канал и среднее ухо, baha слуховые аппараты создают колебания в черепе и передают эти колебания непосредственно к улитке уха через процесс, называемый прямой костной проводимостью. Цифровые и аналоговые слуховые аппараты.

Аналоговые слуховые аппараты усиливают звуки — но проблема в том, что они усиливают все звуки одинаково. Некоторые аналоговые слуховые аппараты программируемы, означая, что они могут иметь отдельные пара-

метры настройки для различных ситуаций слушания. Можно “изменить ка-нал”, для приспособления к определенным звукам, сделать их громче или бо-лее мягкими. Но так как аналоговые слуховые аппараты не столь чувстви-тельны как цифровые слуховые аппараты, производство аналоговых слухо-вых аппаратов постепенно сокращается.

Цифровые слуховые аппараты обеспечивают намного более ясное зву-ковое качество. Цифровые слуховые аппараты содержат компьютерную мик-росхему, которая анализирует звук, основанный на потере слуха конкретного человека и конкретной же ситуации слушания, и затем усиливает его макси-мально подходящим образом. Существуют даже приспособления для подав-ления обратной связи. Как и аналоговые слуховые аппараты, цифровые аппа-раты могут быть запрограммированы для множества ситуаций слушания, возникающих в окружающей среде.

Бинауральное слухопротезирование.

Поскольку у большинства людей, страдающих снижением слуха, поте-ря слуха двусторонняя, бинауральное протезирование (когда слуховые аппа-раты надеваются на оба уха), является физиологичным и естественным. Де-сятилетний опыт слухопротезирования показывает, что при протезировании только одного уха на другом ухе гораздо быстрее теряется разборчивость ре-чи, тем более что слуховой аппарат обычно подбирается для того уха, кото-рое слышит лучше.

Детское слухопротезирование.

 

Причины и диагностика нарушений слуха у детей.

Особой деликатности, терпения и профессионализма требует от сурдо-лога детское слухопротезирование Нарушения слуха у детей встречаются чаще, чем это может показаться. В той или иной степени ими страдают около 15 из 1000 новорожденных, а в возрасте от 6 до 19 лет 15% детей имеют за-метную потерю слуха, по крайней мере, на одном ухе. В 0,5% случаев это глухота и тяжелые поражения слуха, граничащие с глухотой.

Потеря слуха у детей может быть как врожденной, так и приобретен-ной в результате болезни или лечения вредными для слуха лекарственными препаратами. На слух ребенка могут также повлиять болезни матери в пери-од беременности и осложнения при родах, однако в значительной части слу-чаев установить причину потери слуха не удается.

Существуют методы, позволяющие практически сразу после рождения точно сказать, слышит ли младенец. В некоторых развитых странах всех но-ворожденных обследуют на предмет потери слуха. Такое поголовное обсле-дование называется скрининг. Для аудиологического скрининга новорож-денных используется метод регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ). Это абсолютно безвредная и безболезненная процедура, которая занимает всего 10-15 минут. Результат исследования позволяет сразу ответить на во-прос, является ли слух ребенка нормальным или имеются нарушения слуха, требующие более детального исследования.

Влияние потери слуха на развитие ребенка.

Слух и общее умственное развитие тесно связаны. Если ребенок не слышит, слуховой и речевой центры его мозга не получают информации и не могут нормально развиваться. В школе даже из-за небольшой потери слуха ребенок может пропускать до 50% объяснений учителя. Как следствие стра-дают интеллект и речь. Именно поэтому нарушения слуха у ребенка должны быть выявлены как можно раньше, а к протезированию необходимо присту-пать сразу же после постановки диагноза.

Особенности детского слухопротезирования.

В отличие от взрослого ребенок не всегда может оценить, насколько удобен слуховой аппарат и правильна его настройка. Поэтому для маленько-го ребенка процесс подбора и настройки слухового аппарата может занимать несколько месяцев и кроме врача требует участия психолога, сурдопедагога и родителей. Показателем эффективности протезирования слуха являются из-менения в общем развитии ребенка и развитии его речи. Именно поэтому в Центре «Мэлфон» создано детское отделение, в котором работают специали-

сты по уникальным методикам, позволяющим вернуть детей в мир слыша-щих.

Необходимость регулярной проверки слуха

Практика показывает, что при своевременном и квалифицированно проведенном протезировании ребенок со слуховым аппаратом по уровню развития ничем не отличается от своих нормально слышащих сверстников. В нашей стране развертывание программы ранней диагностики потери слуха у детей только начинается, поэтому очень важно регулярно проверять слух ре-бенка, особенно после тяжелой болезни и лечения антибиотиками.

Самое главное – не упустить время. Своевременность слухопротезирова-ния гарантирует качество восстановленного слуха.

 

Список литературы

1. Альтман Я.А. Слуховая система. Л., Наука, 1990.

2. Бабияк В.И., Накатис Я.А. Клиническая оториноларингология. Санкт-Петербург, Изд-во «Гиппократ»-2005-С.796

3. Бабияк В.И., Гофман В.Р., Накатис Я.А. Нейрооториноларингология Санкт-Петербург, Изд-во «Гиппократ»-2002

4. Базаров В.Г. и др. Основы аудиологии и слухопротезирования. М., 1984

5. Благовещенская Н.С. Отоневрологические симптомы и синдромы. М., Медицина, 1990.

6. Дайхес Н.А., Токарев О.П., Давудов Х.Ш. Понятия и термины Аудиология и сурдология.М.-Медицина, 1994.С.101.

7. Журнал “Аудио Инфо» май-июнь 2007 № 8.

8. Журнал “Аудио Инфо» февраль – март 2008 №12

9. Козлов. М.Я., Левин А.Л. Сурдоаудиология. М., Медицина, 1989.

10. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.– М., 2000.

11. Пальчун В.Т., Крюков В.И. Оториноларингология.– М., 1997.

12. Пальчун В.Т. Болезни уха, горла и носа. М., 1980

13. Преображенский Н.А. Тугоухость М., 1978

14. Сагалович Б.М. Методы исследования слуха в клинической аудиологии. М,1989

15. Солдатов И.В. Лекции по оториноларингологии. М., медицина, 1990. Список литературы. 16. www.hearingaids.ru 17. www.melfon.ru 18. www.widex.com

Клиники г. Красноярска

Рекомендуем специалистов