Здоровье школьника: первый раз в первый класс!



И для родителей и для детей это один из самых важных этапов жизни – первый класс. Много волнений, вопросов, проблем, все по-другому, по сути это начало взрослой жизни. И к этому нужно подготовиться взрослым и, конечно, детям.

По заключению экспертов Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. В среднем получается один ученик на класс. Понятно, что в первый класс приходит гораздо больше здоровых детей, но за 11 лет школы ребенок приобретает самые различные проблемы со здоровьем. Самые распространенные болезни школьников – близорукость, гастрит, искривление позвоночника. Что родители могут сделать для своего ребенка, чтобы не допустить развития той или иной патологии? В первую очередь, конечно же, быть внимательным к своему взрослеющему сокровищу. 

Перед школой ребенок проходит медицинское обследование у разных специалистов – это психологхирургстоматолог, другие врачи. Остановимся на рекомендациях трех врачей – неврологаортопеда и окулиста. Эти направления родителям стоит держать под постоянным контролем, ведь именно нервная система, позвоночник и зрение – в первую очередь могут стать слабым звеном у школьника.

Перед школой особенно важно знать, какова острота зрения у ребенка, нет ли какой-либо патологии. С началом учебы нагрузка на глаза возрастает в разы: уроки, домашнее задание, дополнительное образование – неокрепший орган зрения малыша не всегда выдерживает такую массированную атаку. Даже если у ребенка стопроцентное зрение, к концу учебного года у многих школьников отмечаются проблемы: глаза устают, зрение снижается, слизистая может стать сухой и раздражительной. 

Следите за тем, чтобы рабочее место малыша было освещено, но лампа не должна быть чересчур яркой. Если заметили, что у ребенка покраснели глаза, начали слезиться, он подсаживается близко к телевизору и «пишет носом», т.е. слишком близко наклоняется к учебнику или тетради, – срочно к окулисту. В отношениях «ребенок – компьютер» необходимо соблюдать неукоснительное правило: дошкольнику находиться за компьютером можно не более 20 минут в день, первокласснику – не более 30 минут. Если ребенок учится не в обычной школе, а, например, в гимназии, или у него есть дополнительные занятия рисования, иностранного языка, на выходные общение с компьютером необходимо исключить – глазкам необходим отдых.

Даже у тех малышей, которые занимаются спортом, может быть искривление осанки. Это еще не сколиоз, но однозначный повод для укрепления мышц спины. Именно первый класс дает первый пик нарушения осанки среди школьников, которое может привести к сколиозу. Необходимо всегда и везде контролировать осанку – когда ребенок ест, рисует, сидит за компьютером, делает уроки. Родителям важно приучить малыша ровно держать спину, искривление позвоночника ведет к грозным осложнениям – нарушается кровообращение, нормальная работа внутренних органов. Если наметилось нарушение осанки, занимайтесь с ребенком зарядкой: несколько упражнений каждый день позволят не допустить серьезных проблем. Также специалисты советуют укреплять мышцы спины плаванием, ходьбой на лыжах, подтягиванием на турнике. 

Очень важно, чтобы ранец, с которым школьник проводит полдня, был с ортопедической стенкой, а его вес был не более килограмма. А высота стола и стула совпадали с ростом ребенка.

 

Ребенок должен быть физически и психически готов к школе, его нервной системе предстоит справляться с возросшими нагрузками. Если вы заметили, что вашему малышу с трудом даются знания, он стал раздражительным, жалуется на головные боли – запишитесь на прием к неврологу.

 

Врачи не устают повторять, что у ребенка удивительно пластичная психика, его физиология, а потому родители должны быть очень внимательными. Большинство патологий, особенно на ранней стадии, можно вылечить полностью, нивелировать все негативные последствия. Главное – не упустить время, не дать болезни шанса перейти в хроническую стадию.

Австралийские исследователи пришли к выводу, что от рождения дети не умеют мириться со стрессами и неудачами, их нужно учить преодолевать трудности. Как ребенку правильно справляться со стрессами – об этом мы поговорили с психологом Светланой Бутенко.

– Светлана, дайте, пожалуйста, совет, как родителям и детям справиться со стрессом, который так или иначе несет начало школьной жизни?

– Для ребенка большое значение имеет пространство, в котором он находится. Важно, чтобы ребенок уже побывал в той школе, где он будет учиться, пусть родители прогуляются с ним, покажут, где какие кабинеты расположены: когда ребенок адаптируется, ему уже легче свыкнуться с тем, где он будет находиться. Это уже решение очень важной проблемы. Далее, очень важно, чтобы ребенок сам выбирал те предметы, которые он будет нести в школу, – пенал, ручку, тетрадки. Необходима поддержка мамы и папы. Ребенок не знает, куда он идет, что с ним будет дальше, каков будет режим, поэтому маме надо объяснить ребенку, что его ждет, для чего, что интересного он может узнать, увидеть. Спрашивайте у ребенка, как он себя чувствует, какие эмоции у него возникают. Когда мама ведет ребенка в школу, она его успокаивает, спрашивает, как дела, что нового он узнает, какие новые у него впечатления. Очень важно для мамы в этот момент меньше проявлять волнения, потому что ребенок считывает через руку, что происходит с мамой.

 

– Есть две крайности того, как родители преподносят ребенку учебу в школе. Одни мамы создают такой восторженный мир – в школе все прекрасно и великолепно! Другая крайность: детство кончилось, началась работа, ты уже взрослый, какие теперь игрушки, ты должен учиться…

– Конечно, здесь необходимо найти золотую середину. Родителям надо помнить, что ребенок не откажется от игровой деятельности, до 10 лет он будет играть. Поэтому очень важно совместить учебно-познавательную деятельность с игровой, в которую окунается ребенок. Если полностью убрать игровой момент, то ребенку будет неинтересно, он еще ребенок! Это важно помнить. По поводу восторженности, мне кажется, здесь следует ориентироваться на реальность. Да, это будет интересно, но для этого что-то необходимо делать. Необходимо научиться читать, писать. Очень важно ребенка подготавливать к режиму. Потому что в этом возрасте сосредоточенность ребенка равна 5-10 минутам.

– То есть он держит внимание 5-10 минут и потом переключается?

– Да. Его внимание еще непроизвольно, поэтому он будет отвлекаться на яркие, неожиданные моменты вокруг себя – кто-то что-то стукнул, уронил карандаш. Все, он переключается на игровую деятельность, с вниманием, саморегуляцией у детей в этом возрасте пока есть сложности.

– Говорят, что на собственных детях мы пытаемся реализовать свои несостоявшиеся мечты – английский, музыка, рисование... Мы пытаемся загрузить своих детей по максимуму, но всегда ли это на благо?

– Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если ребенок очень активный, то желательно давать определенную нагрузку. Но опять же не до крайности. Например, если ребенок изучает иностранный язык, обязательно это чередовать с плаванием, другими физическими нагрузками, секциями.

– Чередовать умственное и физическое?

– Да. Чаще всего рекомендуем именно плавание, это укрепляет скелет и мышцы, к тому же вода расслабляет и помогает отпускать эмоции.

– Светлана, еще вопрос, который мне хотелось бы поднять, – это вхождение в коллектив. Обстановка другая, нежели в детском саду, какие здесь могут быть проблемы, опасности?

– Для родителей очень важно не ограничивать ребенка в общении. Многие ограничивают общение в детском саду, во дворе. И когда ребенок входит в новое пространство, видит новых людей, он садится в уголочек и закрывается. Когда приходишь в новый коллектив, постарайся с кем-нибудь познакомиться – это первое правило. Дети, которые проявляют активность, знакомятся, общаются, у них складываются отношения с разными представителями коллектива. Впоследствии они могут стать очень активными лидерами.

– Главное – это слушать и слышать своего ребенка?

– Да! Не только спрашивать, как у тебя дела в школе и что ты получил, но и что ты почувствовал, какие эмоции вызвали у тебя оценки, что ты проговаривал сегодня, как отреагировал, т.е. полностью поведение, действие, эмоции ребенка. Потому что все, что происходит с ребенком, складывается на основе его эмоций. И в совокупности ребенок уже понимает: я успешен или я не успешен. Поэтому эмоции ребенка очень важны.

Клиники г. Красноярска